Особенности детского финансового воспитания

Дети / До 16 и старше | Опубликовано: 04.09.2011

Особенности детского финансового воспитанияАприори считается, что подросток становится взрослым, когда получает паспорт. Конечно, подобный документ – большое событие в жизни, но он не гарантирует мгновенную переоценку ценностей и правильное формирование сознания (в первую очередь финансового). А ведь контроль над деньгами – это возможность управлять качеством жизни.

К сожалению, экономическим воспитанием детей не занимаются учебные заведения и практически не уделяют ему внимания родители. И, как отмечают психологи, совершенно напрасно.

Денежная сказка

О сущности денег ребёнок начинает понимать во время первых походов в супермаркеты со своими родителями. Он замечает, что за те вещи, которые ему нравятся, нужно расплачиваться хрустящими купюрами. И чем привлекательнее и объёмнее товар, тем дороже он стоит. Постепенно в сознании малыша формируется правило, что иметь деньги – это хорошо, а вот жить без них – не очень. Это особенно ощущается, когда ребёнок стоит весь в слезах, а родители не желают тратить время на то, чтобы объяснить своему чаду причину невозможности купить ту или иную игрушку, к примеру.

Рассмотренная выше ситуация является ключевым моментом в финансовом образовании. Ребёнок, оставшись без какого-либо объяснения мотивов отказа, способен затаить обиду и стандартная фраза «у нас нет денег» в будущем окажет серьёзное препятствие на пути к благосостоянию.

Правильное решение состоит в том, чтобы обязательно дать необходимое объяснение ребёнку, проявляя спокойствие и уважение. Лучше всего сделать это в виде лёгкой ненавязчивой сказки. Это ведь совсем нетрудно! Игрушка эта довольно дорогая, поэтому для её покупки нужны деньги. Их нужно выращивать, поэтому мы сейчас придём домой, посадим в баночку пятачок и будем его поливать. А когда он вырастет в большие деньги, мы вернёмся и купим всё, что только захотим.

Вот такой вот лёгкий пример сказки. Слово, сказанное детям, нужно держать! Поэтому, придя домой, необходимо организовать копилку (можно её как-нибудь необычно оформить) и начать вместе с малышом складывать туда деньги. Если грамотно организовать весь этот процесс, то ребёнку обязательно понравится игра, он увлечётся и в сознании начнёт формироваться первое уважение к денежным знакам.

В первый раз в первый класс

С походом ребёнка в школу приходит время формирования его собственного бюджета. Родители не должны пускать дело на самотёк. Строить денежные планы нужно вместе с отпрыском, обсуждая потребности и правильно высчитывая ежедневный бюджет. Школьнику нужно на конкретных примерах объяснить, как и на что он может потратить свои деньги, предложить различные варианты.

Если ребёнок жалуется, что средств, которые выдают ему родители, не хватает, то следует выяснить причины и вместе прийти к компромиссу. Таким образом, уже на раннем этапе учащийся будет приучаться к контролю и правильному планированию своего финансового состояния.

Детям постарше уже можно давать деньги на всю неделю и желательно, чтобы сумма была фиксированной. Пусть ученик сам старается правильно распределить деньги.

Родителям нужно понимать, что ребёнок должен научиться распоряжаться деньгами самостоятельно, иначе толку от советов, приведенных выше, не будет. Папа и мама могут помогать советами и примерами, но решение должно оставаться за их чадом.

Без грамотного финансового прошлого будет крайне тяжело строить личное экономическое настоящее и будущее. Это следует понимать и учитывать! Боготворить деньги не нужно и приучать к этому своего ребёнка нельзя. Уважение, бережливость и грамотное планирование – вот главные задачи, стоящие перед родителями, которым небезразлично будущее финансовое состояние их детей.