Проблемы с обучаемостью: десять признаков

Дети / Сады и школы | Опубликовано: 04.09.2011

Проблемы с обучаемостью: десять признаковЭтот пугающий родителей термин «проблемы с обучаемостью» в основном используется для определения неврологических нарушений, влияющих на способность ребенка слушать, думать, говорить, читать, писать и считать. Такие нарушения выявляются тогда, когда родители замечают, что их ребенок отстает в темпах развития. Причем нередко это обнаруживается, увы, только в школе. Поскольку начальная школа в отличие от детского сада более требовательна, сложна и структурирована, то признаки наличия проблем с обучаемостью и овладением учебными дисциплинами становятся гораздо заметнее и требуют безотлагательного корректирования. Родителям обязательно следует знать о десяти основных признаках, которые могут указывать на возможное наличие проблем с обучаемостью. Причем, чем раньше вы это выявите, тем легче вам будет решать эти проблемы в дальнейшем.

1. Вы замечаете, что ваш ребенок отстает в темпах развития? Ему сложно завязать шнурки, застегивать пуговицы, пользоваться карандашом или ручкой? Несомненно, одни дети развиваются быстрее, другие – медленнее, но если вы видите, что ваш ребенок развивается значительно медленнее по сравнению со своими сверстниками, то это может быть именно первым признаком.

2. У вашего ребенка есть определенные трудности с пониманием слов, обозначающих временные периоды. Он путается в таких словах как «завтра», «сегодня» и «вчера». Он плохо запоминает обычные каждодневные действия и процедуры. Вы замечаете, что ребенок с трудом понимает взаимосвязь причины и следствия, а также путает такие понятия, как размер, форма и цвет.

3. Маленькие дети очень активны и энергичны, но у некоторых детей существует проблема под названием «гиперактивность». Ваш ребенок не может сидеть спокойно на месте? Его действия импульсивны? Такому ребенку в дальнейшем может быть нелегко сосредоточиться на обучении.

4. Ребенок, у которого есть проблемы с обучаемостью, нередко преуспевает в одной области, претерпевая неудачи в других областях. Например, ребенок, который великолепно пишет и читает, может быть полностью неспособным к математике.

5. Иногда может показаться, что ребенок совершенно не хочет слушать. В действительности так может проявляться синдром нарушения внимания, который не позволяет ему сконцентрироваться на текущей задаче. Ребенок легко теряет ход мыслей, не может сосредоточиться на конкретной теме разговора, часто перепрыгивает с темы на тему. Он теряет свои вещи или не кладет их на свое место. Это может стать проблемой в школе, например, потеря учебников, школьных принадлежностей или спортивной формы.

6. Ребенок путает право и лево, не всегда идентифицирует слова правильно. Он также может путаться в написании схожих букв или цифр, менять буквы в слове. Например, ребенок путает цифру 48 с цифрой 84 или прописную букву «д» с буквой «у».

7. Вы замечаете, что у вашего ребенка большое несоответствие между восприятием на слух и визуальным восприятием, т.е. пониманием прочитанного. Он может четко следовать озвученным правилам, но когда дело доходит до чтения этих правил, это приводит его в замешательство.

8. Ребенок скрывает от вас свои оценки? Овладение чтением, правописанием, письмом и математическими навыками может оказаться чрезвычайно трудным для ребенка, у которого есть проблемы с обучаемостью, и ребенок может этого стыдиться.

9. Если у вашего ребенка бывают частые истерики, с которыми трудно справиться, то у него также могут возникнуть сложности при взаимодействии с другими детьми. В результате ребенок будет стремиться к одиночеству и играть только с самим собой.

10. У ребенка могут возникнуть сложности с пониманием и выполнением определенных школьных правил, инструкций и школьного распорядка. Чтобы замаскировать эти трудности, ребенок может прибегнуть к открытому баловству и непослушанию. Он предпочитает выглядеть непослушным для того, чтобы взрослые и ровесники воспринимали его как «плохого», а не как «глупого».

Вышеупомянутые 10 основных признаков возможных проблем с обучаемостью у детей не должны использоваться в качестве инструмента для вынесения ребенку фактического приговора. Постановка диагноза – это задача исключительно высококвалифицированного психолога. Проблемы с обучаемостью не лечатся как простуда или ангина, но они, несомненно, поддаются корректированию. Мозг маленького ребенка удивительно гибок – у него огромный потенциал для нахождения новых способов получения знаний, потому выявление и определение проблем с обучаемостью у дошкольников и младших школьников является крайне важным для дальнейшего получения образования.